ОРЛОВСКИЙ ТРАНСПОРТ
Неофициальный сайт общественного транспорта Орла и Орловской области

ОРЁЛ, История различных видов транспорта: Железная дорога: ч. 1

«ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА. ИСТОРИЯ»

_______________________________________________________________________________________________________________________
Изменения и дополнения.
24.12.2015 - хронология дополнена датами с 2013 по 2015 годы.
---

**********************************************************************************************************
**********************************************************************************************************
**********************************************************************************************************

__________«Краткая история железных дорог орловской области»__________
Железные дороги. Самый старый из ныне действующих видов транспорта в нашей области, да и в целом по стране. Две долгие большие транспортные эры связал этот вид транспорта: гужевые перевозки и автомобильный транспорт. И в наши дни он не считается устаревшим, а только продолжает своё развитие.
В плане инфраструктуры и всяких интересных, для людей не равнодушным, ж/д объектов наша область и сам город Орёл не столь богаты, нежели допустим, соседние Брянская, Тульская или Калужская области. Но, тем не менее и у нас есть свои «достопримечательности».

И так, а с чего же всё начиналось? Тут сразу замечу, что большую работу по истории железных дорог Орловской области провёл орловский любитель этого вида транспорта Шаненков Максим написавший замечательные книги «Орловские магистрали» и «Ливенская узкоколейка». В первой рассказывается о дореволюционном, начальном периоде строительства и работы наших стальных магистралей. Ещё раз напомню, что в книге отражён именно дореволюционный период, а всё что после, уже приходится искать в других всевозможных источниках. Вторая книга посвящена именно железнодорожной ветке «Верховье-Ливны-Мармыжи», её строительство в узкоколейном виде и последующая перешивка на широкую колею. Переписывать все эти книги конечно цели нет, но кратко некоторые детали упомянуть можно. И так, как сам сейчас довольно много путешествую по области, именно с целью изучения транспортной инфраструктуры, то поделюсь и своими мыслями. Ну а там насколько развернётся душа поэта :)

Самые первые наши ж/д линии это: Московско-Курская дорога (направление на Курск и на Москву) и Орловско-Витебская (в сторону Брянска).
Как пишет Максим Шаненков, первое упоминание касающееся возможной прокладки Московско-Курской дороги датируются ещё 1852-м годом. Но после этого прошло ещё много лет споров и рассуждений до начала строительства линии (указ подписан в 1864 году). Эту железную дорогу вводили в эксплуатацию постепенно, участками: Москва-Серпухов — 17.11.1866, Серпухов-Тула — 11.11.1867, Тула-Орёл — 15.08.1868 и Орёл-Курск — 07.09.1868. До Белгорода линию дотянули уже в 1869 году.
Итак, 15 августа 1868 года - первые поезда начали курсировать через Орёл по ж/д линии Москва-Курск. Первые же изыскательные работы и планы по строительству дороги предоставил императору П.П.Мельников, назначенный в дальнейшем главноуправляющим путями сообщения. Строили дорогу на государственные деньги.
В пределах нашей области дорога имела всего 7 станция, которые кроме одной сохранили свои названия: Мценск, Отрада, Орёл, Становой Колодезь, Змиёвка, Александровка (Глазуновка), Малоархангельск. В «Орловских магистралях» приводится и подвижной состав, который эксплуатировался на данной железной дороге в первые десятилетия её работы, серии и номера паровозов. Паровозы серий: Е, Ж, И, Б, Д, М, А(Н), Г, ГО, Он и Оп, Бп, и некоторые другие единичные типы паровозов.

Орловско-Витебская железная дорога. Первые упоминание о планах её постройки датируются ещё 1863 годом, когда орловскому Губернатору Левашову пришло письмо из главного управление железными дорогами с просьбой провести изыскательные работы по этой дороге на территории губернии. Линию взялось построить акционерное общество во главе которой стоял Пётр Ионович Губонин. И уже весной 1867 года оно приступило к сооружению дороги. Строили её весьма быстрыми темпами — Губонин имел в достаточном количестве строительные материалы и рабочую силу. Движение по новой ветке до Орла открыли 19 ноября 1868 года, в тот же год, что и по Московско-Курской железной дороге. С 1894 года дорога стала называться Риго-Орловской. Станции в пределах современной Орловской области в основном были те же, что мы видим и сейчас. Только некоторые названия отличались: Орёл пасс. (нынешняя станция Орёл-1), Орёл.тов. (нынешняя станция Орёл-2), Кромская пл.(была в районе нынешнего Маслозаводского переулка), Саханская, Нарышкино, Графа Комаровског пл. (ныне пл. Селихово), Шахово, Хотынец, Девять дубов (ныне ст. Одринская). В пределах Орла нынешних станций Цон и Кромская в то время ещё не было. Они появились после Великой Отечественной войны, как станции образованные в новых промышленных заводских районах. От них пошли многочисленные подъездные пути к новым предприятиям и заводам Орла. Станция Кромская была и по сей день остаётся товарной станцией и не имеет пассажирской платформы и здания вокзала. С вводом этих станция, пригородная тогда Кромская платформа была упразднена. О её судьбе будет рассказано отдельно.
В 1870 году, зимой, в связи с плохой эксплуатационной работой на грузовой станции Орёл, наблюдалось большое скопление товарных вагонов, подготовленных для отправки в Ригу. Предприниматели Рига понесли большие убытки в результате порчи продовольственных грузов.
И ещё интересный факт. С конца 1890-х годов (1895-1898) и до 1940-х годов (тут я точно не уверен, так как не находил точных дат) железная дорога от Орла до Брянска была двухпутной. Сейчас же, как мы знаем, линия до Брянска имеет один путь.
И паровозы, эксплуатирующиеся в первые десятилетия работы дороги на участке в пределах Орловской губернии, опять же из книги Максима Шаненкова (в книге приведены серии и номера паровозов). Паровозы: Д, Б, В, Г, А, Ч, О Од Ов Оо, Щ, Ат Аб Ар.

Орловско-Грязская железная дорога.
Коснёмся немного истории строительства и железной дороги на участке от Орла до Ельца. Обратимся опять же к книге «Орловские магистрали».
Направление железной дороги от Орла до Ельца определил Главнокомандующий путями сообщения и публичными зданиями генерал-лейтинант, инженер Павел Петрович Мельников, занимавший этот пост с 11 октября 1862 по 20 апреля 1869 года. По его замыслу Орёл должен был стать крупной железнодорожной узловой станцией. На ней пересекались бы пути сразу трёх железнодорожных ветвей разных направлений.
23 февраля 1863 года Мельников обратился с письмом к орловскому губернатору Н.В.Левашову, где и сообщил о намерениях построить задуманную дорогу. В свою очередь, спустя 4 дня, Левашов пишет обращение к городскому главе города Ельца, где намеревается получить совет и поддержку. Подчёркивая важность строительства данной линии, Левашов считал, что она будет способствовать оживлению местной промышленности и торговли. Елецкие же купцы приняли предложение, можно сказать, в штыки. На то были свои коммерческие аргументы и доводы.
Вторую попытку обсудить проект железнодорожной ветки от Орла до Ельца предприняли в 1865 году. Здесь уже более плотно подошли к этому вопросу. Была и одна интересная деталь: елецкое сообщество предлагало тянуть ветку от Ельца не в Орёл, а во Мценск. Аргументировали тем, что так линия будет на несколько вёрст десятков короче. Но взвесив все за и против Мельников от этой идеи отказался.
13 февраля 1867 года правительство утвердило проект строительства дороги от Ельца до Орла протяжённостью 172 версты. 22 апреля 1868 года последовало утверждение концессии. Строить дорогу было поручено Самуилу Соломоновичу Полякову, который и образовал акционерное общество Орловско-Грязьской железной дороги.
17 февраля 1870 года линия была запущена в постоянную эксплуатацию.
Сразу же после постройки линии было выявлено несколько недостатков, в основном касающихся путевого строения. Так, были плохо спланированы заходы линии в города Орёл и Елец, трудность сообщения с другими линиями этих городов. Отмечалось неудовлетворительное состояние путей, сползание, размыв и обвал насыпей на некоторых участках. Неудачное расположение путей на станции Верховье.
Паровозы работающие на линии. На дороге работали паровозы начиная с самых ранних серий, а именно: А,Б,В,Г,Д,Е. Паровозы этих серий эксплуатировались на линии в первые десятилетия её существования.
В 1892 году Орловско-Грязьская линия вошла в состав Юго-Восточных железных дорог. В это же время линия поступает в государственную казну.

Здесь, благодаря книге «Орловские магистрали», мы вкратце упомянули о постройке первых железнодорожных линий через наш город, которые пошли от него по четырём направлениям: Орёл-Москва; Орёл-Курск; Орёл-Брянск; Орёл-Елец. Надо заметить, что почти на 100 лет вперёд эти четыре линии так и будут «крестом» отходить от Орла в направлении всех четырёх сторон света. Несмотря на появляющиеся дореволюционные проекты в этот период от Орла железнодорожных линий больше построено не будет.

1898 год — Началась работа в мастерских Орловского депо. Депо было оснащено современным по тем временам механическим оборудованием. К 1906 году численность рабочих составила 778 человек.
1905 год - массовые забастовки железнодорожных служащих. Бастовали конторщики, телеграфисты, стрелочники и другие работники ст.Орёл Московско-Курской ж.д. Для обеспечения порядка на станции были вызваны 2 роты пехоты и 12 казаков. События вызвано первыми революционными волнениями по всей стране.
1914 — на вокзале ст. Орёл поставлен первый в городе «телефон-автомат». Вообще же, одни из первых телефонов появились в городе в 1889 году на ст. Орёл и в управлении Орловско-Витебской железной дороги.

1919, 7 марта — перед работниками локомотивного депо на станции выступил председатель ВЦИК Я.М. Свердлов, который был в городе проездом.
1937 год — массовые увольнения с железной дороги. Всего с пометкой «как классово чуждые элементы» уволено 221 человек.

1941 - началась великая отечественная война. В первые же её дни были совершены авиа-налёты на несколько железнодорожных узлов в пределах нашей области. В это же время проходила массовая эвакуация орловских учреждений, предприятий и заводов. Непрерывным потоком шли эшелоны на восток страны.
1942, 1 сентября — Восстановлено движение поездов на участках Орёл-Верховье, Орёл-Елец.

1943, август-сентябрь - в ходе военной операции по освобождению города Орла, всё его железнодорожное хозяйство было полностью разрушено. И в первые же мирные дни после освобождения города началось его восстановление. Все основные силы были брошены на восстановление станции Орёл, сооружение временного вокзала и депо. Старый же орловский вокзал даже после полного разрушения продолжал служить орловцам. В его уцелевших подвалах были оборудованы временные зал ожидания, кассы и комнаты тех. персонала.
1950 год — Сданы в эксплуатацию все сооружения нового Орловского железнодорожного вокзала. Само вокзальное здание полностью отстроено заново на месте разрушенного. От старого здания сохранился подвал, где ныне размещаются туалеты и технические службы. Здание построено в стиле классицизма, но по объёмам и пропорциям повторяет контуры старого, дореволюционного здания. Весь вокзальный комплекс спроектирован архитектором С.А.Мхитаряном. По-мимо нового здания вокзала значительно расширился и парк пассажирских путей и платформ. Теперь они расположились по обеим сторонам здания вокзала, которое теперь стало "островным". С привокзальной площадью его связал подземный пешеходный переход. Ближе к самой площади был сооружен второй вокзальный корпус, в котором разместились: справочная, кассовые залы и киоски. Над всеми этими помещениями сверху была сооружена колоннада. Так же, новую площадь украсили симметричные здания отделения дороги и дворец культуры.

1959, 27 января — досрочно закончена электрификация железнодорожного участка Скуратово-Орёл. 27 января на ст. Орёл состоялся митинг в связи с открытием на этом участке движения электропоездов. Первый поезд ведомый электровозом отправился со ст. Орёл в Москву. В октябре 1959 года - сдан в эксплуатацию электрифицированный участок Орёл-Курск.


Как сообщила газета «Орловская правда»: «... 26 сентября утром электровоз ВЛ23-072, ведомый машинистом т. Плаховым, с одним вагоном отправился из Орла до Понырей. Обкатка прошла успешно. 30 сентября на Поныри был отправлен пригородный поезд №329, которые повели машинист т. Киселёв и его помощник т. Новиков …». «... Девять часов две минуты. Дежурная по станции пассажирского парка т. Корявкина даёт сигнал отправления. Электровоз плавно взял состав и, набрав скорость, быстро скрылся за поворотом пути. ...». «... Электромонтажники уже готовят под горячую обкатку и участок Поныри — Курск. ...»

1966 год, 26 мая — в свой первый рейс отправился туристический поезд «Орёл». Почти 350 чел. приняли участие в увлекательной поездке по 10 городам Украины.
1968, март — полным ходом идёт подготовка к юбилею 100-летия локомотивного депо.

В конце 1960-х годов начинается строительство совершенно новой железнодорожной линии Орёл-Арбузово. Линия должна будет пройти близ населённого пункта Кромы, города Железногорск (ст. Михайловский рудник) и Михайловского горно-обогатительного комбината (ст. Курбакинская и посёлок Магнитный). Линия строилась однопутной и не электрифицированной. Открывали линию постепенно, участками, но в Орловской области и в самом Орле её объекты сдавались в основном в 1975-76 годах. В Орле была построена крупная узловая станция получившая название — Лужки-Орловские. От неё начиналась сама новая линия и были проложены новые соединительные ветки к станциям: Саханская, Орёл, Семинарская и Кузьмичёвка. При железнодорожной станции Лужки-Орловские начал образовываться жилой посёлок. Отдельно о станции можно будет почитать ниже.
Нет пока точных сведений о дате пуска движения на этой линии. Но на первом прибывшем с грузовым поездом тепловозе ТЭ3 была праздничная лента-растяжка с надписью (часть): "Ж.д. линия Мих.Ркдник-Орёл - наш подарок XXV Съезду..." Уточним, что 25-й съезд КПСС проходил в период 24 февраля — 5 марта 1976 года.

1986, 19 апреля — на территории локомотивного депо ст. Орёл на коммунистическом субботнике заложен монумент Славы железнодорожного узла. Его основой стал старый, образца 19в, паровоз серии ОВ. Так же, была установлена стела и памятные доски с именами железнодорожников - участников ВОВ.

1989, май — на маршруте Орёл - Брянск началась эксплуатация новых чехословацких дизель-поездов АЧ2. На этом направлении они заменили пригородные поезда под локомотивной тягой. В небольшой статье об этом сообщила газета "Орловская правда" 17 мая 1989 года. Шестивагонный состав, ведомый с одной стороны автомотрисой АЧ2-041 под управлением машиниста А.А.Кадуна прибыл из своего первого рейса на платформу №5.
Эти дизель-поезда по многим характеристикам превосходили старые пригородные поезда в виде нескольких вагонов ведомых тепловозом. Но через год, эта же газета писала совсем не приятные факты. Не все пассажиры оценили комфортабельные поезда. В них били стёкла, резали мягкие сидения, ломали оборудования. К слову в те годы, такие акты беспричинного вандализма на всех видах пассажирского подвижного состава.
В то же время на участках Орёл-Тула и Орёл-Курск работали электропоезда ЭР-1 и ЭР-2; на участках Орёл-Верховье-Елец, Орёл-Михайловский рудник, Верховье-Долгое - работали пригородные поезда на тепловозной тяге.

1999, 3 сентября — начал регулярные рейсы железнодорожный состав — экспресс «Москва - Орёл», путь от Москвы до Орла он преодолевал за четыре с половиной часа. Такое малое время следования на этом участке для пассажирского движения было достигнуто впервые. На линии начал работать и работает уже более 10 лет — скоростной электропоезд ЭД4МК-0024. Вагоны электропоезда разделены на 3 класса и пассажиры могут приобрести билет за приемлемую для них цену.

2006 — на открытом новом маршруте Орёл — Льгов началась эксплуатация нового вида подвижного состава - Рельсовые автобусы РА-1. Благодаря им наладится удобная связь между городом Орлом, Железногорском и Льговом. 8 ноября в районе 2-х часов дня первый состав из двух сцепленных РА-1 прибыл в наш город на станцию Лужки-Орловские. Свидетелем этого был и автор данной статьи.

2010, 31 августа — со станции Орёл отправился последний пригородный поезд на тепловозной тяге. Два пассажирских вагона ведомые тепловозом М62-1766 отправились по маршруту в Елец. С этого момента в области на пригородном сообщении работают только дизель- и электропоезда. Ушла целая эпоха пригородного сообщения - на тепловозной тяге.
2010 год - озвучиваются планы по коренной реконструкции станции Орёл к предстоящему открытию скоростного движения на участке Москва - Курск. Программа реконструкции рассчитана на несколько лет.
На пригородном сообщении стали изредка появляться рельсовые автобусы РА2.

2012, 1 августа - отменён пригородный поезд сообщением Орёл-Ливны. На станцию Ливны теперь приходит лишь один пригородный поезд "Ливны-Курск" (три раза в неделю). Участок Верховье - Русский Брод - Ливны остался полностью без пассажирского движения.
В мае 2013 года - движение данного поезда было восстановлено.

2014, 31 мая - к платформе №1 железнодорожного вокзала прибыл из своего последнего рейса скоростной электропоезд ЭД4МК-0020 сообщением "Москва - Орёл". Тут следует отметить, что до Орла чаще курсировал электропоезд - ЭД4МК-0024. К моменту последнего рейса данные составы уже проходили капитальный ремонт, но всё равно - довольно ощутимо устарели, как морально, так и физически.
С ноября 2010 г. через Орёл начал курсировать новый экспресс сообщением Москва - Курск.
Все три электрички были именные:
ЭД4МК-0024 - "Леонид Карпов" (Москва - Орёл),
ЭД4МК-0020 - "Василий Поленов" (Москва - Тула),
ЭД4МК-0089 - "Савва Мамонтов" (Москва - Курск).
Последний состав в Орёл привёл машинист, который работал на этих экспрессах с момента их пуска в 1999 году.
www.parovoz.com

2014, 1 июня - через Орёл в Курск с остановкой проследовал новый скоростной электропоезд ЭС1 "Ласточка" сообщением Москва - Курск. Вскоре из столицы начали курсировать уже два скоростных поезда сообщением Москва - Орёл и Москва - Курск. Расстояние от Москвы до Орла новые составы преодолевали за 4 часа.
2 августа - в здании железнодорожного вокзала станции Орёл был открыт зал Воинской славы.

2015, февраль - начался капитальный ремонт платформ вокзала ст. Орёл. За год полностью заменили платформы №№ 1 и 3. На "первой" платформе помимо прочего установили новые стилизованные под старину фонари и павильоны ожидания с лавочками.

В связи с обострившейся политической обстановкой между Россией и Украиной в течении последних двух лет было отменено много поездов следующих из Москвы на юг. Полностью отменили поезда следующие в Крым. Если раньше летом станция Орёл, порой, кипела от наплыва пассажиров и южных поездов, то летом 2015 года она чаще выглядела пустынной и безлюдной (пейзаж ни чуть не уступал зимнему). Прежде линия была основной для доставки грузов и пассажиров в южные области Украины, отдыхающих в Крым, а теперь она, можно сказать, стала тупиковой, заканчиваясь в Белгороде.
Пока ещё продолжают курсировать лишь два поезда, пересекающие границу: Харьков - Москва и Кривой Рог - Москва.
_____________________________________________________
Подготовил для данного сайта: Kиpeeв Aндpeй. 2015 год.

Фотографий на странице: 0