ОРЛОВСКИЙ ТРАНСПОРТ
Неофициальный сайт общественного транспорта Орла и Орловской области

ОРЁЛ, История различных видов транспорта: Теплоходы


_______________________________________________________________________________________________________________________
Изменения и дополнения.
28.04.2016 - добавлена глава с информацией за 2016 год.
23.12.2015 - обновлена и существенно дополнена глава о Струговой пристани.
15.05.2014 - Раздел существенно пополнился новым, в основном, историческим материалом.

**********************************************************************************************************
**********************************************************************************************************
**********************************************************************************************************


«ОРЛОВСКИЕ ТЕПЛОХОДЫ»
На нашей красавице Оке из года в год, в пеиод летней навигации, появляются прогулочные теплоходы. Чувствую что не так долго им осталось, уж очень они у нас старые. И как не грустно констатировать, но рано или поздно Ока в нашем городе снова потеряет судоходство (не беру в расчёт лодки и катера). И поэтому так хочется оставить воспоминания о них в истории.


__________«Из глубины веков. Струговая присатнь.»__________
Издревле, примерно с середины 17 века с восстановлением города Орла после опустошительного его разорения, существовала в городе струговая пристань. Некоторые краеведы приводили и такие предположения, что пристань на Оке в этом месте была ещё до основания города в 1566 году.

Речной торговый путь начинаясь от Орла шёл далее вниз по течению. Сохранилось придание, что когда в первый раз открылось новое судоходство, то отправились всего две маленькие барки по 12 саженей длинной. И как дело это было для орловцев новое, то почти весь город провожал эти барки вёрст за десять.
С образованием Орловской губернии с центром в городе Орле, пристань получила мощный толчок к развитию. Из исторической литературы следует, что до этого сплавлялись лишь небольшие грузовые струги, а теперь купцы отдавали предпочтение и большим баркам, которые были в длину по 30, а в ширину по 16 сажень. Такого и подобного рода судами была плотно забита вся береговая линия Оки, начиная от нынешнего Красного моста и до Октябрьского и чуть далее за него. На этом пространстве весь правый берег Оки кипел такой деятельностью, что, по восспоминаниям старожилов, «здесь в иную пору нельзя было ни пройти, ни проехать, а хаживали по возам». Подобное оживление царило во всех прилегающих кварталах, вплоть до Курских улиц.

Только зерновых двухэтажных амбаров в Орле было 215. Сотни тонн грузов (в основном сельскохозяйственная продукция, среди которой преобладало зерно) отправлялось из плодородного края вниз по Оке в другие города центра России (вплоть до самого Нижнего Новгорода). Огромное количество хлеба и прочих продуктов, для отправки их на барках в портовые города, обыкновенно скоплялось в Орле во вторую половину зимы, когда ежедневно приходили к нему до 10 тыс. возов. Особенно сильное движение подвод было между Ливнами, Орлом и Сухиничами (Калужской губ.). Почти всегда эти обозы шли в 4 и даже в 6 параллельных между собою рядов, считая в обе противоположные стороны. Кроме того, обозы тянулись и по другим дорогам в направлении от Курска и из Черниговской губернии. Всякого рода хлеб, пенька, масло, соль и пр. доставлялись сначала в г. Сухиничи, а оттуда на пристани: Ржевскую, Зубцовскую и Гжатскую, на которых весною погружались в барки и водою доставлялись в Петербург. Если товары направлялись к Рижскому порту, то перегрузка производилась в Вязьме, а оттуда на Белую пристань, где погружались весною на струги и доставлялись водой в Ригу. В Муром и Рыбинск отправлялась пшеница, которую там перемалывали и доставляли по реке в Петербург. Пенька и пакля, также разных сортов канаты отправлялись сухопутно на подводах — в Таганрог, Одессу, Харьков, Царицын, в Ростовскую и Урюпинскую ярмарки, для продажи первой внутри государства, а канатов — за границу. Тем же путем везли из лесных северных местностей на юг разного рода строевой лес и лесные изделия, которые в значительном количестве были отправляемы не только в безлесные юго-восточные уезды Орловской губернии, но и в Курскую губернию.
Обратно в Орёл все сплавившиеся суда буксировались людьми или лошадьми. По устроенным вдоль рек специальным дорогам — бечевникам, несколько бурлаков запряжённых в длинные канаты (бечевы) тянули своей силой суда вверх по течению. Вспомнив картину Ильи Репина «Бурлаки на Волге» мы хорошо представим себе это действие.

Так как летом мелкой воды Оки не всегда хватало для хорошего хода судов вниз по реке, то на соседних прилегающих реках устраивались плотины и пруды для накопления воды и сброса её в нужный момент для дополнительного обводнения реки. Одной из ключевых была плотина на реке Оке в районе нынешнего ж/д моста линии на Брянск. Называлась она - Хвастливою и поднимала воду Оки выше этого моста. По её открытии вода устремлялась вниз по течению к центру города, где у пристани ждали отправляющиеся суда. Плотина вместе с новым мостом видна на одной из старинных фотографий, выпущенных в 1870 г. по случаю постройки железной дороги. На более поздних открытках с видами города её уже нет. Была плотина (с мельницей) и на Орлике, примерно на месте нынешнего Тургеневского моста. А выше Орла по течению для данных целей было устроено до 67 частных прудов. Мелководная Ока существенно прибавляла в воде и суда беспрепятственно отправлялись вниз по реке.
Следующая большая пристань была ниже по течению — в городе Дешкин. Ныне это почти вымершая деревушка в Мценском районе области.

Открытие судоходства на Окской пристани — писал краевед прошлого Гавриил Пясецкий — ежегодно сопровождалось в г. Орле праздничными церемониями. Вот, например, каким празднеством сопровождалось отплытие каравана барок из Орла 11 апреля 1844 года. В 12-м часу утра, его сиятельство, г. начальник губернии, кн. Н.И. Трубецкой, в сопровождении г. вице-губернатора, управляющего палатой государственных имуществ и др. высших губернских чиновников и особ обоего пола г. Орла, а также Орловского городского главы, членов Орловской судоходной депутации и некоторых из судопромышленников, отправлялись на приготовленных шлюпках, под флагами Орловской депутации, на средину пристани, что около д. Щекотихиной. На особых лодках следовала музыка и песенники. По прибытии на пристань, все гости были угощаемы членами депутации и судопромышленниками роскошным завтраком. Тост за здравие государя императора, провозглашенный его сиятельством, был принят со всеобщим восторгом, и окрестность огласилась пальбою с судов. Вслед за этим началось отправление барок, украшенных разноцветными флагами. В продолжение четырех дней, считая с 11 числа, сплавлено было до 266 барок. Нагруженная на них кладь оценивалась в 1601608 р. серебром.

С проведением через Орёл первых железных дорог в 1868 г. значение пристани резко упало. Впервые о целесообразности держать пристань в Орле Городская дума высказывалась в 1891 году. Если до проведения железных дорог сплавлялось по 50 и более барок, то к этому времени осталось всего пару судов судопромышленника Г.И. Селихова.
В июле 1909 году ввиду почти полного отсутствия судоходства городская дума признала Оку в черте города и ниже по течению — не судоходной.
До 1970-х годов были ещё целы последние свидетели истории, заставшие времена бурного рассвета пристани. Среди них — здание управления пристанью. Оно находилось на современной набережной Дубровинского, в районе Покровской улицы. И так же две небольшие часовенки, которые стояли вдоль берега Оки на всём протяжении пристани. Одну из них снесли в самом конце 1970-х годов.

К большому сожалению, такая значительная веха в истории нашего города, как — торговая струговая пристань никак сейчас не отмечена в городской топонимике или памятным знаком. Мало кто из горожан даже догадывается о существовании её в прошлом. Наверное, это не правильно. Тем более в преддверии большого юбилея города. В 1980-х годах краеведами В.Г. Емельяновым, Ю.В. Семеняко и В.А. Ливцовым неоднократно поднимался вопрос о воссоздании двух утраченных памятных часовен-башен на месте бывшей Струговой пристани в г. Орле. В планируемой на 2014-2016 годы реконструкции набережных Оки и Орлика есть пункт о восстановлении памятных часовен на месте стариной пристани. Хорошо если его выполнят.

__________«Трофейный катер.»__________
До появления на нашей красавице-реке прогулочных теплоходов, в послевоенном Орле бороздил воды Оки небольшой сторожевой военный катерок, который, отвоевав своё в годы ВОВ, попал в Орёл. Скорее всего он попал к нам в конце 40-х или начале 50-х годов по линии ДОСААФ, так как подобные случаи в те годы были отмечены. Приписан был к Орловскому военно-морскому клубу и выполнял роль тренировочного. Дальнейшая судьба катера не известна. Фото можно посмотреть ниже - в таблице.

__________«"Ледокол". Катер типа Ярославец»__________
В одной из орловских газет в апреле 1990 года была опубликована небольшая статья с фотографией довольно крупного катера, одиноко стоящего у берега Оки в районе стрелки. Собственно, в статье автор задался вопросом выяснить, с какой целью этот катер был приобретён городом и подвергал сомнению сам факт его покупки. В государственной инспекции по маломерным судам ему ответили, что катер приобретался в качестве... ледокола! И действительно, пару сезонов им пытались давить и крошить лёд в период ледохода, так как до этого его часто взрывали, что приносило много хлопот.
Но, как отметил автор статьи - катер больше простаивал у берега. Непонятно что в нём делала и обслуживающая его бригада.
И как-то в другой газете мне попалось рекламное объявление, что Горкомхоз (владелец судна) организует заказные и экскурсионные поездки на этом катере в черте города Орла. Но, видимо, он так и не стал пользоваться спросом и в начале 1990-х годов катер исчез в неизвестном направлении. Фотографию можно посмотреть ниже в таблице.

__________«Краткая история прогулочных теплоходов»__________
Идея сделать Оку в нашем городе вновь судоходной принадлежала нескольким инициативным горожанам - представителям горисполкома и горкомхоза. Среди них были: заместитель председателя горисполкома Альберт Петрович Иванов; начальник горкомхоза Г. И. Державин; Николай Хромов и другие. Капитанами, ведущими первый теплоход в наш город стали: Г. И. Филин и В. С. Сипчалов.
Первый теплоход серии Москвич «М-21» был передан из Москвы в Орёл в 1971 году. Интересно, что из Москвы в Орёл теплоход шёл своим ходом. Сначала из Москвы его отогнали в Калугу, где он ждал весеннего подъёма воды. И вот при весеннем разливе реки, сразу как сошёл лёд, он своим ходом пошёл вверх по течению на Орёл. Капитаны сильно рисковали, ведь Ока от Калуги в верх по течению в сторону Орла была не судоходной. На пути пришлось разбирать все низководные мостики. За одни сутки пройти маршрут не успели, так как теплоход в районе Мценска натыкался на мели. К обеду следующего дня наконец-то доплыли до Орла. Здесь на пути их встретила последняя преграда - плотина на Оке в районе ТЭЦ. Теплоход волоком перетащили по берегу. И уже 5 мая 1971 после 62-летнего перерыва на весенне-осенний период река Ока в Орле снова стала судоходной. Первый и единственный маршрут был таков: «Городской ПКиО – парк Ботаника». Стоимость проезда в одну сторону была 20 коп. Так, новым, по-началу не привычным, видом пассажирского транспорта соединили два излюбленных места отдыха горожан.
На реке Оке в районе Половецкой улицы был сооружён затон для стоянки и ремонта теплоходов и хоз. постройки для работников.

В 1970-х годах в Орёл прибыли ещё 4 теплохода «Москвич» и парк речных трамвайчиков стал состоять и 5 теплоходов серии «Москвич»:
М-21; М-184; М-228; М-251; М-267.
Эти теплоходы стали ежедневно работать на линии. А после того, как в начале 1980-х годов, начал обустраиваться парк "Ботаника", когда дачники оценили преимущество добираться до своих садовых участков не пыльным и душным общественным транспортом, а потом пешком, - пассажиров у теплоходов прибавилось.
В 1986 году был приобретён ещё один теплоход, но уже другой серии - «Заря». По воспоминаниям некоторых очевидцев и работника участка теплоходов недолгое время в Орле было даже 2 таких теплохода. Но второй в лихие 90-е пустили на металлолом. А в целом - их видели хорошей заменой для всех старичков «Москвичей». Но так и не заменили.
В те же года по многочисленным просьбам жителей и пассажиров теплоходов на набережной Дубровинского близ Красного моста был сооружён небольшой причал для теплоходов и лестница по береговому откосу. Так на маршруте появилась единственная промежуточная пристань - "Универмаг". Теперь теплоходы имели по одной пристани в каждом из трёх районов города.

В начале 1990-х участок теплоходов, переживал тяжёлые времена из-за недофинансирования и резкого снижения объёма перевозок. В те годы был списан один теплоход М-228, остов которого лежал у затона на берегу аж до начала 2000-х годов. Теплоход был куплен неким предпринимателей для дальнейшего обустройства в нём что-то по типу кафе. Весной в большую воду его отвезли к берегу близ затона и когда сошла вода, теплоход оказался лежащим на сухом берегу (такой сильный паводок был в Орле в 1994 году. Эта дата может и быть тем временем, когда списали этот теплоход). Долгое время он стоял рядом с затоном в вполне целом виде. Но волна повальной металлосдачи, прокатившаяся по стране в начале 2000-х годов, сделала своё дело. Теплоход постепенно начали растаскивать. Последние остатки году в 2003 уволокли цыгане.
1997 год. По рабочим дням ежедневно на маршруте «ПКиО - Ботаника» работает один теплоход. В выходные и праздничные дни - два. Начали практиковаться коммерческие рейсы.
1998 год. Теплоходами перевезено окало 60 тыс. человек.
1999 год. Детский билет в один конец стоит 1 рубль, а взрослый 4 рубля. Если плыть туда и обратно то 6 рублей.
В 2003 году проезд стоил 40 рублей.

В 2006 году впервые за 35 лет маршрут теплоходов был сокращён до: «Городской ПКиО - Лужковский мост». Теплоходы перестали выполнять функцию рейсовых перевозок, так как лишились одного из двух конечных причалов. С этого момента их можно считать - прогулочным транспортом. Взрослый билет стоил 40 рублей за одну поездку.
В 2008 году стоимость проезда составляла 100 рублей. На инвентаре имелись следующие теплоходы: М-21, М-184, М-251, М-267, «Заря». Из них:
один – свадебный;
один – для коллективных заявок;
один – для организации детских поездок;
два – линейных теплохода.

По заказу теплоходы обслуживают и чартерные рейсы. По договорённости они могут доплыть и до плотины ТЭЦ и в район деревни Гать и если-бы не низкий мост в том месте, теплоходы могли-бы плавать и дальше в область.
В сезон летней навигации 2009 года особых изменений в работе орловских теплоходов не происходило. Открытие навигации прошло в торжественной обстановке с последующим бесплатным катанием пассажиров по Оке. Наибольший пик пассажиров приходился на июль месяц. Очень много пассажиров каталось на теплоходах в праздничные дни 9 мая и 5 августа. В 2009 году теплоход «Заря» был законсервирован в затоне теплоходов и на линию не выходил.
Открытие 39 навигации в 2010 году прошло 23 апреля. На церемонии присутствовал известный российский капитан Николай Литау. Из-за плохой погоды (утром даже выпал снег) церемония прошла не с таким размахом как в прошлом году.

Речные суда находятся на балансе нашего трамвайно-троллейбусного предприятия. Не знаю правда или нет, но я слышал что такое соседство - это единственный подобный пример в мире. Ну или уж в России точно. Будем надеяться, что и в последующие годы, как любят говорить работники ТТП, их «Трамвайно-троллейбусное пароходство» как и прежде будет радовать орловцев замечательными прогулками по водным просторам Оки.
Ещё интересная деталь. Наш теплоход М-21 первым пришедший в наш город был первым теплоходом этой довольно крупной серии «Москвичей». И во многих источниках находил такую легенду - что принимать его в эксплуатацию на завод приезжал сам Иосиф Сталин. В 2009 году этому теплоходу исполнилось 60(!) лет, а он до сих пор радует горожан прогулками по нашим речным просторам. Для сравнения наши автобусы и троллейбусы служат в среднем по 15-20 лет. Трамваи чуть подольше (самому старому линейному вагону сейчас 31 год).
Весной 2010 года теплоходу М-21 присвоено собственное имя «Николай Хромов», в часть человека не мало сделавшего для открытия теплоходного движения в Орле. Все четыре «Москвича» благополучно отработали в период навигации 2010 года. Теплоход «Заря» так и остаётся в затоне в законсервированном состоянии.

2011 - в период сороковой летней навигации орловцев обслуживали 3 теплохода: М-21, М-251, М-267. Два теплохода законсервированы в затоне ("Заря" и "М-184"). Взрослый билет на теплоход стоит 150 рублей.

2013, май - работают три теплохода: М-21, М-267 рейсовые; М-251 на заказах.
В этом году период летней навигации подписан только на один месяц - май. Далее вступают в силу новые требования к ремонту и эксплуатации судов и наши теплоходы "Москвич", по причине не достаточно развитой ремонтной базы затона, просто не смогут пройти процедуру продления лицензии. В затоне нужен подъёмник для освидетельствования днища судна. Это один из новых пунктов "техосмотра".
Судьба орловских теплоходов туманна, но пока надежд мало.

31 мая Орловские теплоходы "Москвич" работали последний день. Теплоход М-21 отработал день, совершив несколько рейсов по привычному графику. 5 мая 1971 года именно этот теплоход открыл первую навигацию по Оке на маршруте "Городской парк - парк Ботаника". И вот спустя несколько десятилетий он же совершил последний рейс. В 20.40 высадив пассажиров последнего рейса на восемь вечера теплоход пошёл в затон. Капитан, помощник и два пассажира (в числе которых был автор) не спеша двигались к затону. Грустно было и капитану и двум последним пассажирам. В самом центре города у "стрелки" теплоход дал длинный прощальный гудок. А через 20 минут корабль уже стоял в затоне вместе с остальными собратьями. 1 июня пристань была пустой и безлюдной. К закрытой кассе изредка подходили гуляющие горожане. Город потерял одну из своих достопримечательностей, которой не мог похвастаться ни один соседний областной центр.
В июле из затона должен выйти подремонтированный теплоход "Заря". Он смог пройти "техосмотр". А Москвичи на этот год останутся в затоне. Но автор верит, что рано или поздно - они вернутся.
И всё же, теплоходы в 2013 году больше в рейсы не выходили.

2014 год. Теплоходы "Москвич" этот год продолжают безвылазно стоять в затоне. Предпринимаются попытки выпустить на прогулочный маршрут теплоход "Заря" и он даже анонсируется в СМИ к 1 мая. Но в мае он так и не вышел, упустив тем самым самые многолюдные праздники: первомайские и на 9 мая. Выходными были несколько дней, но многочисленные гуляющие горожане и гости города так и не дождались больших судов на Оке. Осталось довольствоваться прокатом вёсельных лодок, катамаранов и катанием на деревянной парусно-вёсельной ладье.
Теплоход "Заря" вышел на прогулочные рейсы в июне и возил всех желающих по традиционному маршруту до конца августа.

2015 год. Из-за начавшегося строительства набережных рек Оки и Орлика, подпираемая плотиной вода в черте города, была спущена. Реки обмелели и теплоходы в этот год в город не выходили.

2016 год. Руководство города даже в годовщину 450-летия города не смогла решить ситуацию с простоем прогулочных теплоходов. Мало того, весной этого года избавиться от них окончательно захотели и сами городские власти (ранее это желало сделать лишь ТТП).
Так, в дни празднования юбилея города, приехавшие к нам из других регионов гости не смогут совершить прогулку по Оке на этих старых, можно даже сказать, - ретро теплоходах. Многие десятилетия назад на подобных "Москвичах" совершали прогулки по Москве реке жители столицы. В соседних же с Орловской областях и вовсе никогда не было такого вида транспорта. Теперь он исчезает и в Орле.
Статья «Прощай, пароход!» о возможной продаже http://newsorel.ru

__________«Список судов. Фотографии»__________
Теплоходы МУП "ТТП"
РаботаетНазваниеМодельЗав. №ПостроенПоступилВыбылПриписан Фото Примечание
М-21 Москвич, проект 544 с-33 1949 1971 ----- МУП ТТП >Фотографии< б/у из Москвы
М-184 Москвич, проект 544 с-196 1955 1976 ----- МУП ТТП >Фотографии< б/у из Москвы. Не работает с 2011г.
М-228 Москвич, проект 544 ----- 1956 1973 2003 МУП ТТП >Фотографии< б/у из Москвы. Списан в начале 1990-х. Распилен в 2003г.
М-251 Москвич, проект 544 ----- 1957 1976 ----- МУП ТТП >Фотографии< б/у из Москвы
М-267 Москвич, проект 544 с-279 1957 1973 ----- МУП ТТП >Фотографии< б/у из Москвы
  • Заря-182 Заря, проект 946 ----- 1975 1986 ----- МУП ТТП >Фотографии< б/у. Не работал с 2009 по 2014гг.
    ----- Заря, проект 946 ----- ----- ----- ----- МУП ТТП >Фотографии< б/у. Утилизирован в 1990-х.

    Другие
    РаботаетНазваниеМодельЗав. №ПостроенПоступилВыбылПриписан Фото Примечание
    СК-25 (или СК-23?) Тип «А», проект 78 ----- 1941 нач.50-х ----- Орловский военно-морский клуб >Фотографии< Бывший сторожевой катер. Назначение - тренировочный.
    ----- парусно- вёсельная ладья ----- ----- ----- ----- ----- >Фотографии< Фото 1988 год.
    ----- Ярославец, проект РВМ-376 ----- ----- 1988 нач.90-х Обл. коммун. хоз. >Фотографии< Рейдовый водолазный катер. По некоторым данным был продан.
  • ----- парусно- вёсельная ладья ----- 2010 2011 ----- Богатырская застава >Фотография< >Фотография< Прогулочное катание пассажиров


    __________«Схема»__________

    >Схема< Схема движения прогулочных теплоходов, на сайте «Водный транспорт»

    _______________________________________________________________________________________________________________________

    _____________________________________________
    Для данного сайта материал подготовил: Kиpeeв Андрей. 2010-2016г.
    © Данный материал опубликован автором на этом сайте и частично на сайтах: www.orel-story.ru и www.kom-orel.ru.

    Фотографий на странице: 0